Ледокол «Ермак»

«Ермак», первый в мире ледокол, предназначенный для плавания в арктических льдах. Назван именем русского казачьего атамана Василия Тимофеевича Аленина по прозвищу Ермак, присоединившего Сибирь к России. Автор идеи строительства судна, поддержанной ученым Д. И. Менделеевым, известный русский флотоводец адмирал С. О. Макаров.

Ледокол построен за один год на стапелях английской фирмы «Армстронг» в Ньюкасле и спущен на воду 17.10.1898 (ст. ст.). Водоизмещение — 8730 т, длина — 97,5 м, ширина — 21,6 м, осадка — 7,3 м, мощн. Машин — 9000 л. с., скорость — 12 уз., дальность плавания — 4400 миль. Расход угля на ходу — 100 т/сут. Наружным обводам был придан наклон, передняя часть форштевня срезана под углом, создан крепкий ледовый пояс. Форма корпуса в поперечном разрезе напоминала яйцо.

Вооружение (в 1941–1944): два 102-мм, четыре 76-мм, четыре 45-мм орудия, 4 пулемета. Экипаж — 102 чел.

На заводские испытания вышел в январе 1899, 19.02.1899 поднят русский коммерческий флаг, 21.02. отправился в первое плавание. Освободил затертые льдом пароходы у Ревеля (Таллинн), взломал лед на Неве и 4.03. пришвартовался в недоступном прежде для судов в зимнее время Кронштадте (порт приписки).

Летом 1899 и 1901 под руководством Макарова совершил экспериментальные плавания к Шпицбергену, Новой Земле и Земле Франца-Иосифа. При столкновении со льдами получал пробоины, возвращался на завод для ремонта и переделок. Однако в первый же год спас 50 рыбаков у о. Лавенсаари, унесенных на льдине. Тогда же спас броненосец «Генерал-адмирал Апраксин», выброшенный на камни у о. Гогланд, совершал удачные проводки судов.

В 1900 на ледоколе впервые применили радиотелеграф А. С. Попова.

Была подтверждена возможность активного плавания во льдах.

За первые 12 лет «Ермак» провел во льдах более 1000 судов, практически обеспечил регулярное плавание в зимнее время судов в Балтийском море.

В годы Первой мировой войны входил в состав БФ и обеспечивал корабли и островные гарнизоны в зимнее время. В 1917 экипаж ледокола поддержал Октябрьскую революцию. В феврале 1918 «Ермак» вывел из Ревеля (Таллинн) в Гельсингфорс (Хельсинки), а затем в Кронштадт 211 советских кораблей и спас их от захвата Германией.

С ноября 1918 назывался «Стенька Разин», но по просьбе экипажа ледоколу возвратили прежнее имя.

В 1934 обеспечивал Карскую и Ленскую экспедиции. В 1936 вместе с ледоколом «Красин» и ледорезом «Литке» провел на Д. Восток корабли БФ «Войков» и «Сталин». В 1938 участвовал в спасении папанинцев, выводил из ледового плена Арктики ледоколы «Садко» и «Малыгин», установив рекорды достижения северных широт.

Осенью 1939 через зону боевых действий Второй мировой войны пришел из Мурманска на Балтику и зачислен в состав БФ. В годы ВОВ участвовал в обороне Ленинграда, в эвакуации Ханко и островных гарнизонов, проводил корабли в Финском заливе.

С 1944 вновь нес мирную вахту на полярных широтах. В 1949 был награжден орденом Ленина.

В 1955 впервые в истории освоения Арктики с его палубы поднялся вертолет Ми-1 (пилот В. П. Колошенко).

В 1959 отметил свое 60-летие, будучи лидером зверобойной флотилии в Белом море.

Последний рейс совершил в 1963.

В разные годы ледоколом командовали капитаны П. А. Пономарев, М. Я. Сорокин, В. И. Воронин, Д. Н. Чухчин, Ю. К. Хлебников, К. К. Бызов, Г. В. Драницын, В. В. Смирнов. На ледоколе начинали работать ставшие впоследствии известными капитаны Ю. С. Кучиев, Г. О. Кононович и многие др.

Выведен из состава флота и разрезан на металл в 1964. В 1974 на финской верфи построен новый полярный ледокол «Ермак».

Памятники