Крейсер «Аскольд»

«Аскольд», бронепалубный крейсер 1 ранга.

Построен по заказу русского правительства на судоверфи г. Киль (Германия). Водоизмещение 5905 т, длина 130 м, ширина 15 м, осадка 6 м; мощность механизмов 19 000 л. с., скорость 23 уз., дальность плавания 3140 миль. Вооружение: 36 орудий разного калибра, 2 пулемета, 6 торпедных аппаратов. Экипаж 534 чел.

Спущен на воду в 1900, через два года вошел в состав БФ, затем совершил переход в Порт-Артур. В ходе русско-японской войны совершил 5 боевых выходов, прорвался сквозь блокаду в Шанхай.

После войны оставался на Д. Востоке, в 1914 перешел в Средиземное море, участвовал во многих боевых операциях Первой мировой войны, в том числе в Дарданелльской. В 1916 ушел во французский порт Тулон для ремонта. После взрыва в пороховом погребе корабля (20.08.1916) четверо аскольдовцев (матросы Ф. И. Бешенцев, А. А. Бирюков, Д. Г. Захаров и Е. Г. Шестаков), обвиненные в шпионаже в пользу Германии, по приговору военного суда были расстреляны (15.09.1916). Приговор суда утвердил новый командир крейсера (с 10.09.1916) капитан 1 ранга К. Ф. Кетлинский.

Февральская революция 1917 застала крейсер в английском порту Девонпорт. С корабля были списаны участники тулонской драмы, моряки перешли на сторону революции.

Крейсер прибыл в Мурманск 22.08.1917 (по другим сведениям — 13.06.1917), вошел в состав Флотилии Северного Ледовитого океана. Экипаж крейсера полностью поддержал Октябрьскую революцию.

14.07.1918 корабль был захвачен английскими ВМС, разоружен и уведен в Англию. В ноябре 1921 возвращен России, но из-за непригодности выведен из состава флота и списан на металлолом.

Памятники